?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous
Летний театр Медведского в Богородском - madsin976
madsin976
madsin976
Летний театр Медведского в Богородском
Театральная жизнь Москвы начала XX века кипела, в том числе и по окраинам разрастающегося города. С развитием железнодорожного транспорта Москву в большом количестве окружили дачные поселки, находившиеся как в пределах города, так и вне его. Во многих дачных комплексах устраивались летние театры. Один из самых обширных дачных комплексов располагался в Сокольниках и Богородском.

Вот что пишет о театральной жизни того времени Владимир Бессонов:
Стоит заговорить о московских театрах - прежде всего вспоминается монументальное здание Большого с античной квадригой на фронтоне, следом - каменный Островский в каменном же кресле при входе в Малый, и дальше - по сложившейся десятилетиями негласной иерархии - МХАТ, Вахтанговский, "Современник", Таганка... Театрал со стажем, возможно, назовет еще Солодовниковский театр, театры П.Струйского на Большой Ордынке и Зона, где теперь - Концертный зал имени П.И.Чайковского. На вопрос об изначальном местонахождении знаменитого сада "Эрмитаж" (между Божедомкой и Самотекой или на месте театра А.А.Бренко, который москвичи называли "Театром близ памятника Пушкину") ответят лишь единицы.
Наконец, есть в истории московской сцены и вовсе позабытая страница: так называемые дачные театры, во множестве существовавшие в конце прошлого - начале нынешнего века в подмосковных поселках.

Одним из известнейших в свое время был дачный театр в селе Богородском за Сокольниками. Первые известия о Богородском театре относятся к концу 1870-х годов, когда кружок любителей драматического искусства "Почин" под руководством Р.Р.Вейхеля стал давать спектакли на даче меценатки Ляховой, а затем на даче ее знакомой Ивковой. Между тем в 1910-х годах Романа Романовича Вейхеля знала едва ли не вся театральная Россия - как организатора разовых спектаклей на московских и подмосковных фабриках и особенно как "дачного" антрепренера. Не без ностальгии вспоминал на склоне лет то "золотое время" и сам Вейхель, особо выделяя Богородский театр, где начиналась его карьера. Свои характерные цветастые, по определению современников, монологи-воспоминания он, как правило, начинал фразой: "Когда я играл в селе Богородском, скажу я тебе, братец ты мой..."

Источник: https://pastvu.com/p/7935

Пик деятельности Богородского театра приходится на начало 1880 - середину 1890-х годов, когда здесь стабильно работал Р.Р.Вейхель. Подбор исполнителей был безупречен, приглашались звезды первой величины - например, выдающиеся русские актеры Ф.П.Горев и Н.П.Рощин-Инсаров. Последний особенно часто появлялся на местной сцене, его богородские бенефисы неизменно становились крупными событиями культурной жизни Москвы.
                                                      Из книги В. Бессонова "Московские задворки", с.63
В сезон 1895 года Рощин-Инсаров блестяще исполнил роль Городничего в гоголевском "Ревизоре", поставленном Вейхелем. Влас Дорошевич (к слову сказать, также начинавший свою творческую биографию актером на сцене в Богородском) вспоминал, что его друг и партнер страстно мечтал сыграть Городничего: "Всякий день о Городничем думаю". Согласно этим воспоминаниям, впервые воплотить свою мечту Рощину удалось опять же на дачной сцене - в Боярке под Киевом. Видимо, Дорошевич не знал о вейхелевской постановке.

Богородское было известным дачным местом издавна. "Спутник москвича" за 1890 год: "Село, расположенное за Яузой, сообщается конно-железной дорогой, отличается изобилием недорогих <...> дач и отсутствием купанья, так как Яуза донельзя загрязнена фабричными отбросами". По поводу последнего обстоятельства даже сочинили песенку:
Уж какая здесь "природа",
Если дач миллион кругом,
И такая тьма народа,
Словно в городе большом!
Лавки, пыль, театра зданье,
И трамвайные звонки,
И... "примерное" купанье
В волнах Яузы-реки.

И все же Богородское славилось своей живописностью: многочисленные пруды, тенистый лес, впадающий в зеленый океан Лосиного острова, наконец, Сокольнический парк... [1]

Лосиный остров. Богородское. Открытое письмо. 1904 г. Источник: А.В. Бугров "Яузская Москва", стр.176

     Согласно сведениям Московской Уездной Земской Управы по обложению Земскими Сборами земельного имущества участки №1228 и №1323 по купчей крепости от 25 июля 1892 года принадлежали Товариществу крестьян села Богородского, а по купчей крепости от 31 января 1901 года А.П. Мартыновой и находились в аренде у купца Александра Осиповича Медведского, духовщинского мещанина Смоленской губернии.
Собственный дом А.О. Медведского располагался на Долгоруковской улице, д.13.[2]
                                                            "Вся Москва", 1901 год

Возможно именно этот дом, сохранившийся и надстроенный одним этажом, принадлежал Александру Осиповичу Медведскому (нумерация дома позже была изменена с 13 на 9).


Источник: https://pastvu.com/p/110670

1 ноября 1901 года А.О. Медведский подает прошение в строительное отделение Московского Губернского Правления о разрешении произвести постройки в своем владении, состоящем в Московском уезде, 2-го стана при сельце Богородском по Миллионной улице и Кузнецкому мосту, на месте сломанных дач.
К прошению прилагаются детальные чертежи.
План от 29 октября 1901 года с постройками театра А.О. Медведского.


Кроме здания летнего театра (А), на территории также располагались буфет (В), открытые террасы (D), бильярдная (Е), тир (F), кегельбан (G),  эстрада для музыкантов (H), сарай для электрической машины (K).[3]

     Вокруг театра находилась обширная Богородская роща, размеры которой можно представить по плану Богородского участка Москвы от 19 ноября 1909 года


Фрагмент плана Богородского участка Москвы, 19 ноября 1909 года [4]

На фото изображены открытая терраса и буфет (на плане лит. B и D).


Источник: https://pastvu.com/p/257497

Продольный разрез здания театра


План театра


Главный фасад


12 ноября 1901 года Московская Земская Управа постановила произвести постройки с тем только, чтобы театр лит. А был поставлен на некотором расстоянии от левой и задней межи собственного владения на тот случай, если бы арендованная земля позади театра перешла в другие руки, то можно  было бы возвести брандмауэры.
Здание летнего театра было построено по проекту архитектора Павла Михайловича Самарина (1856-1912), о чем имеется свидетельство от 19 ноября 1901 года за подписью архитектора.[5]



П.М. Самарин известен по строительству церкви Спаса Нерукотворного Образа, по рисунку В.М. Васнецова, в Абрамцеве. По его же проекту велась перестройка домовой церкви Троицы Живоначальной при Александровском отделении Ермаковской богадельни в Сокольниках (1899 г.)

Источник: https://pastvu.com/p/298701

Согласно рапорту Московского Уездного Исправника постройка зданий театра была закочена 18 марта 1902 года. А 22 апреля 1902 года А.О. Медведский обращается в Строительное Отделение Московского Губернского правления (далее СОМГП) о разрешении сделать пристройку под лит. А для уборной и костюмерной к театру.

     С 6 на 7 сентября 1904 года пожаром были уничтожены театр и буфет. А уже 20 сентября А.О. Медведский обращается в СОМГП о разрешении возобновить постройки по старому проекту.
12 апреля 1905 года А.О. Медведский пишет прошение в СОМГП о командировании в его счет техника для осмотра возобновленных после пожара построек.[6]

     На открытке начала XX века в левой части снимка Богородской площади виден вход в театр Медведского, а за театром виднеется обширная Богородская роща.


Источник: https://pastvu.com/p/99377

На представлениях почти всегда был аншлаг. О популярности театра говорит следующее: зимой 1912 года Думская комиссия по финансам рассматривала вопрос о выдаче ссуды на постройку трамвайной линии от Сокольников до Богородского (конку незадолго перед этим ликвидировали), и одним из главных доводов "за" послужила именно статистика посещения дачного театра "Националь", как он стал называться с 1910 года при новом владельце В.А.Медведском, сыне А.О. Медведского.
С 1913 года в театре появляется еще и синематограф, оборудованный первоклассным по тем временам аппаратом фирмы Патэ. По соседству находилась типография А.И.Серякова, печатавшая афиши и программы спектаклей. Следует добавить, что в Богородском работало четыре ресторана, где звучала "живая музыка" балалаечников и гитаристов и забавляли посетителей "электрические оркестрионы" Ю.Г.Циммермана.
     В мае 1907 года в Богородском театре режиссер С.А.Корсиков-Андреев поставил "Варваров" М.Горького - до этого пьеса шла только в Риге и Смоленске.
     Зимой дачная жизнь замирала. Занесенный снегом деревянный театральный павильон являл собой унылое зрелище. Местные театралы не могли с этим мириться. В начале века неподалеку от театра появилось капитальное здание Всесословного клуба, большая часть денег на постройку которого была собрана во время летних представлений. Здесь проводились "чемпионаты по французской борьбе", ставились любительские спектакли; сюда можно было и просто заглянуть - почитать свежую газету, попить чаю с вареньем, обсудить новости. В январе 1912 года при клубе организовали "Передвижной театр миниатюр", инсценировавший рассказы А.Аверченко.
     И все же Богородский дачный театр постепенно приходил в упадок. Летом 1917 года в его стенах в основном кипели политические митинги, спектакли же давались от случая к случаю, да и те исключительно в духе времени: "Обозрение Петропавловской крепости", "Страницы французской революции". Дачников в Богородском значительно поубавилось, а вскоре слова "дачник" и "буржуй" и вовсе стали синонимами - со всеми вытекающими отсюда последствиями... Весной 1918 года попытались было организовать театральные представления "для народа", но без особого успеха. С 1922 года центр культурной жизни района окончательно перемещается в только что открытый Клуб имени Ильича на Краснобогатырской улице...[7]


Источник: https://pastvu.com/p/310665

Вероятно уже к 1922 году театр прекратил свое существование. На месте театра возник Краснобогатырский колхозный рынок и новый квартал четырехэтажных домов.

Источник: https://pastvu.com/p/298178

Источник: https://pastvu.com/p/54566

В 1920-е годы была застроена и большая часть Богородской рощи. На ее месте появился поселок "Красный богатырь".

Источник: https://pastvu.com/p/7899


Использованные источники:
[1], [7] Московские задворки. В. Бессонов, 2002 г.
[2] ЦИАМ, ф.11, оп.1, ед.хр.13973
[3], [5], [6] ЦИАМ, ф.54, оп.155, д.323
[4] ЦИАМ, ф.189, оп.16, д.9
"Яузская Москва", А.В. Бугров, 2011 г.

https://pastvu.com



Tags: ,

Leave a comment